Вопрос-ответ

Сознание и материя

Михаил Фокайлов
Спасибо! «Отслеживание» источника мне напомнило появление прошлых историй при рассмотрении тех или иных поступков в настоящем. Это похожие процессы?
Наш ответ

Да, я думаю, это один и тот же механизм. Сознание, воспринимающее источник своего переживания (страдания, тревоги, дискомфорта...). Деление источников на внутренние и внешние — это некоторая условность. Любой источник будет внешним по отношения к истинному «я». Никаких внутренних источников страданий не существует.

Я удивлен тому, что формально эти слова противоречат моим более ранним высказываниям о том, что источник страданий внутри нас. Ах-ах-ах, все-таки как же верно, что мысль сказанная — есть ложь! А ведь кто-то может понять это так, что источник его страданий — внешний мир, а он сам ни при чем — всегда белый, пушистый и самый справедливый...

Alexandr Kucher

Здравствуйте!

У меня вопрос: как отличить, что ты чувствуешь дискомфорт другого человека от «своего»?

Зачастую бывает, что беспричинно чувствую тревогу, волнение, страх... и т.д. — и не могу понять, что со мной происходит. Впоследствии может выясниться, что с родителями что-то не так, или с женой... и т.д.

Практикуя раскрытие Сердца, стараюсь перенимать состояние других людей, но вот если «накатит» — совсем не понятно от чего: то ли своя ноша давит, то ли другого человека. Недавно прям резко накатило — страх, как будто что-то сделал не так, ошибся, неправильно поступил — не мог понять, из-за чего, ведь ничего же не делал. Спросил жену — оказалось, что она именно в этот момент испытывала точно такие же чувства из-за чего-то забытого. Может, совпадение, не знаю, но довольно часто так происходит, и я путаюсь — либо же тело подсказывает, что что-то идет не так, либо это эмпатия и нужно со смирением генерировать внутреннюю улыбку — и другого выхода, кроме как спрашивать напрямую у предполагаемого человека (если такой приходит на ум) я не вижу пока что.

Есть ли какие-то критерии отличий Страдания от Сострадания? Спасибо!

Наш ответ

Описанная вами ситуация — распространенное явление на своем этапе, пожалуй, даже неизбежное. Происходит это из-за того, что сознание человека не есть его собственность, и всякая личная принадлежность иллюзорна.

Если же рассматривать устройство мира как есть, то существует сознание, разделенное на много частей, и оно испытывает страдания и прочие состояния заблуждений. То есть страдания может испытывать конкретная капелька сознания, но из-за единства сознания как такового страдает все существующее сознание — проявленное и вне проявленного мира.

Заблуждением является как раз идея о том, что возможно достижение абсолютной личной безмятежности. Мне это напоминает идею построения коммунизма в «отдельно взятой стране». Утопия. Именно поэтому наша практика строится на развитии интегрального восприятия личного «я». Техники развития пяти (шести) элементов прямо указывают нам в этом направлении.

Идея «личного самадхи» несостоятельна. Это путь в никуда. Хотя на своем этапе эта идея может мотивировать. Но когда приходит срок, от нее необходимо отказываться, как и от всего, к чему привязывается наш ум. При верном развитии человек обретает не отдельное счастье, а понимание своей природы. Это понимание приводит к одновременному восприятию разных граней мира — и прекрасных, и ужасных, наполненных величайшей гармонией и безумной деструкцией.

Именно поэтому существуют так называемые Бодхисаттвы — люди, которые не перестали воспринимать страдания даже после того, как сами вышли из них. Но вышли в правильном направлении — в направлении принятия своей истиной природы. Принять свою природу и понять ее — по сути одно и тоже. Но слово «принять» подчеркивает то, что этот процесс лежит вне умозаключений и осуществить его непросто. Этот этап предлагает индивидуальному сознанию отречься от своей индивидуальности, потерять последнее свое качество — личную идентификацию — последнее прибежище нашей глупости (невежества). Если практикующий добирается до этого этапа, то для него жизнь превращается в затяжные мучительные роды — ни остановить, ни сбежать, ни родить. «Ни родить» потому, что при этих родах тот, кто рожает, полностью перетекает в свой же плод — крайнее понимание, которое уже никому не принадлежит. Поэтому нет того, кто рожает, на этом этапе. Но оставшаяся глупость все равно сопротивляется даже сейчас.

Так как же не сойти с ума? Не скатиться до хаотичного восприятия слоев мира? Достаточно оставаться в зоне трезвомыслия, укреплять рассудок, не предаваться всецело эмоциям и чувствам. Критически относиться к своему опыту и ощущениям (критически — не в смысле скептически, а в смысле аналитически). Рациональная часть должна развиваться соразмерно чувственной и уравновешивать ее. Для многих проблема состоит в том, чтобы начать чувствовать. Но рано или поздно проблема меняет свой характер — нужен строгий баланс между иррациональным восприятием и рациональным мышлением.

То, что вы переживаете, должно для вас свидетельствовать в пользу изложенной выше гипотезы. Это гипотеза должна оставаться гипотезой до тех пор, пока не перейдет в область эмпирического знания. Что же касается того, что с этим делать. Ответ не так прост. Он лежит в развитии внимательного наблюдения за источником состояния. Слов таких еще не придумано, но попробую что-то сказать. Есть область знания, вернее, область нашего восприятия, где содержится ответ на вопрос — откуда пришло то или иное ощущение. Нужно внимание отвести от переживания самого ощущения и направить его на источник. Ну, как бы спросить себя «откуда это». Но это очень грубо. Словами ничего спрашивать не надо. Нужно перевести внимание на источник — точнее не могу сказать. Но это не «почувствовать источник». Я бы не назвал этот процесс чувствованием, поскольку ответная информация лежит не в области чувств, а возникает как флеш-знание, спонтанное озарение.

Как это научиться делать? Надо пытаться снова и снова, пока не получится что-то, пока не всплывет внутри мысле-образ источника вашего состояния. Потом нужно сверить полученные таким образом сведения с реальностью — подтвердить. И если совпадет, то запомнить это действие, запомнить, каким образом оно случилось, куда было направлено внимание, вернее даже, каким качеством обладало это внимание, которое позволило понять источник.

Иначе это не объяснить, не передать, кроме как через личный опыт проб и ошибок. Могу добавить, что это же внимание позволяет понять источники собственных неурядиц, когда они происходят. То есть таким же вниманием мы видим связь между текущими событиями и какими-то событиями прошлого или же самскарными деформациями. Это похоже на спонтанное выхватывание информации откуда-то, поскольку действие совершается структурами, далекими от рассудительного ума. Поэтому для ума это выглядит как спонтанное действие. Он удивляется и сомневается в достоверности. Это его функция, которую нельзя гасить, чтобы не терять адекватность. Просто другая ваша часть должна тренироваться это делать. Со временем ум приучится доверять такому знанию, но понять он это все равно не сможет.

P.S.

Когда карма очень обильная, то в нитях ничего не разобрать, как бы мы ни старались направить внимание. Фактически можно сказать, что в огромном клубке нитей все берется отовсюду.

Это я не столько вам говорю, сколько тем читателям, которые склонны фантазировать на тему своей магической квалификации. Понять же объем кармы можно по косвенным признакам. Например, если жизнь полна радости и каждый день особенно прекрасен (причем не в общем, а в мелких деталях — в запахах, в звуках, в красках, которые вы наблюдаете), а вы при этом в состоянии решить систему уравнений с параметрами за 8 класс средней школы (хотя бы), то можно пробовать рассматривать причинно-следственные связи.

Если же ваша жизнь прекрасна, но вы не в состоянии сфокусироваться на простых вычислениях, то можно сказать, что «эффект прекрасного» сопровождается отрывом от реальности, то есть он связан не с уменьшением кармы, а с ее «розовым» окрасом. При этом вы дальше от истинного видения, чем любой страдающий практик, ведь вам еще предстоит дорасти до ваших страданий. Между ними и вами есть слой «розовой» кармы, которую не так просто исчерпать в отсутствие страданий. Может ли не быть страданий для обладателей «розовой» кармы? Причина страданий — невежество, заблуждение в иллюзиях. И нет другой причины. А «розовая» карма дарит одну из самых опасных иллюзий — иллюзию счастливой жизни.

Эти критерии обладают качественной, в смысле ориентировочной, достоверностью.

Добавлю также, что если подобное новое восприятие начинает всерьез досаждать (слишком сильные переживания и слишком частые), то необходимо снизить интенсивность упражнений, которые приводят к такому развитию. Все должно быть более-менее на грани зоны комфорта — на ряду с новым восприятием должна расти сила его переваривать. Иначе мы можем продвинуться в сторону шизофрении. Что не так страшно, есть вещи похуже, с моей точки зрения, но это просто лишнее для нас.

Сергій М

Был наблюдателем. Стою на кассе в супермаркете и тут — хоп — какой-то «наплыв» (не могу описать ощущение точно) — сразу же все начали нервничать, дети малые орать, у людей выпадать продукты. Смотрю на всё это, минут десять наблюдал, дальше выхожу на улицу, метров 100 к остановке, — опять тот же наплыв, оно как бы расходилось как волны.

Стою, никуда не ухожу, — опять всё было нормально, всё тихо, и через минуту та же картина хаоса на пешеходном переходе — кто-то торопится, водители орут, маршрутчики, и так минут 15. Постоял, понаблюдал ещё 30 минут, — всё нормально. И такие вот непонятки наблюдаю везде. Не часто, но есть. Это что, «ХАОС» наплывает?

Наш ответ
Лично мне трудно сказать, что именно Вы видели. Вполне возможно, что Вы наблюдали какие-то существующие процессы. Однако в мире слишком много всего — чрезмерно много. Например, есть «волны переключения», которые могут воздействовать на систему (людей), переключая ее в какое-то иное состояние. Это может быть связано с психо-энергетическим воздействием, которое может зарождаться в группе людей от малого случайного воздействия, неосознанно «возбуждая» общий коллективный посыл. А может быть и чисто стохастическим (т.е. случайным) совпадением активностей отдельных граждан. ОДНАКО миллион жизней не хватит, чтобы понять все эти процессы!

По этой причине я всем рекомендую сосредотачивать внимание только на том, что внутри. Это не просто слова. За ними есть некоторый опыт исследования «внешнего» и «внутреннего». Внутри у нас есть выход вовне, причем на таком высоком уровне, который не достижим через прямое исследование внешнего мира. Посему очень рекомендую не тратить время жизни на понимание внешних вещей. Иногда наблюдение «внешнего» приходит само — тогда ничего не поделаешь, приходится смотреть. Порой это может пригодиться в дальнейшем даже через десять лет и более. Возможно, так у Вас и было.

Нашей жизни едва хватит для того, чтобы понять себя, понять то, из чего состоим мы сами, увидеть компоненты нашего «я» и отказаться от ложных составляющих. Оставить только то, над чем не властна смерть. Я извиняюсь, если мои слова выглядят как нравоучение.

Хотя вообще, наблюдательность — это очень полезный навык. Мало кто может вот так целый час смотреть за поведением «коллективного бессознательного». )))

Mimimimzy

Насчет отстать от Семинара, то мой личный опыт пока что показывает, что отстать можно. Я прекрасно помню те слова, что Семинар движется медленно и отстать от него невозможно, и каждый раз, переживая, прокручиваю их себе в голове. Но все же, даже сейчас, несколько лет спустя, приезжая несколько раз в году — я чувствую острую нехватку данных. Это видно по тому, как сложно мне иногда отвечать людям в семидневном курсе — приходится спрашивать тех, кто часто ездит, разные нюансы или садиться и пробовать самой, чтобы понять, о чем меня спрашивают. Приезжая на ретрит раз в году, я также остро ощущаю, что многие в теме, что нужно делать — а я в 25 процентах случаев «в танке», потому что пропустила, чем вы там занимались в прошлые разы и что так хорошо отточили. Возможно, в будущем этот пунктик в голове пройдет и я расслаблюсь на этот счет, но пока что это трепетное ощущение и страх остаться на берегу, когда остальные уплывут в розовый закат :).

Это хорошее ощущение, оно мотивирует и вдохновляет — после очередного мероприятия ты ловишь каждую букву в отчетах, жадно пересматриваешь отрывки видео и с упоением слушаешь тех, кто там был :).

Наш ответ

Обрати внимание, что твой личный опыт подтверждает мои слова, а не опровергает. Хотя я хорошо понимаю, что изнутри твоего опыта это выглядит наоборот.

Смысл же моих слов в том, что если человеком движет его намерение сесть в этот поезд, то он распределит приоритеты в жизни так, что всегда найдет способ взаимодействовать и быть в потоке. Где-то подвинет планы, где-то подвинет ущемленную гордыню и т.д. Что касается конкретных техник и знаний, они, конечно, важны, и не всегда есть возможность ездить на все мероприятия, это так. У нас таких людей немало, которые, например, воспитывают детей по городам и весям. Но таким людям всегда будут помогать, если человек готов принять помощь и знания. Было бы намерение. К тому же тактическое отставание не означает стратегический проигрыш. Я уверен, что большинство из вас переживет меня. Поэтому у многих будет 10-15-20 лет в запасе, чтобы выровнять практику. Это достаточный срок.

Mimimimzy

Посмотрела ролик. Спасибо за кусочек очередного подвига. Не покидает ощущение, что вы уже так далеко ушли, столько всего Илья рассказывает сложного и глубокого, и как же догнать такой уровень?? Спасибо всем кто описывал опыт и за видео спасибо, с миру по нитке — нам, редкоприезжающим, хоть что-то)))

Вопрос по теме истинного видения, не срочный, как обычно. Как отличить это видение и иллюзии, фантазии ума, которые очень технично под прямое видение маскируются? Бывает, прям правильно все увидел (правильность становится видно только со временем), даже решение пришло, но ум задавил, или страх там какой-нибудь. А бывает — кажется что прям видишь как сделать, как сложится, что получится, а оказывается это лишь фантазии. Я лично методом проб и ошибок и шишек это все прохожу, делаю, отслеживаю, делаю и анализирую. А есть ли какой-то индикатор или способ — как отличать фантазии от прямого видения? Или это только через опыт возможно, когда нутро , которым ты так давно не пользовался, снова включается в работу и нужно время, смазка деталей и отстройка механизма, чтобы все заработало как надо?

На всякий случай приведу простой пример из жизни. Вот в Пятигорске я увидела, как Илья во время лекции ерзает на диване и сразу поняла — нужно принести подушку. Но столько внутри мыслей навалилось и страхов, а что подумают про меня, а вдруг это не в тему, вдруг это лишнее (с этим «лишним» конечно один сплошной страх и ужас касательно именно Семинара). И вот сложно было решится, прям ужасно, думаю ну ладно, еще раз ерзнет — принесу. А потом оказалось, что все ок, никто меня не поругал, да и в конце концов это всего лишь подушка!!! Ну что тут такого — это просто маленький момент, никакой важности в нем нет! И оказалось решение это было правильным даже потому, что я получила опыт, избавилась от страха и реализовала решение (возможно она и не на столько была нужна эта подушка). А было такое, что змея воздушного притащила на морской Семинар, прям видела как мы его запускаем вместе и нас накрывает волна радости и счастья — а ветра не было вообще за всю неделю, и видеть ничего не надо было, ведь перед носом был прогноз погоды. А такие иллюзии красивые были.) И вот как различить где правильное решение, а где нет, где видение, а где невидение? Спасибо заранее и сорри, что так длинно.

Наш ответ

Да, никто никуда не ушел. Все на месте. Тебя ждут.

Много лет назад я заверил одного человека, из прежних семинаристов, что отстать от Семинара невозможно. Он очень волновался по этому поводу. И что бы вы думали? Получив такие гарантии, он тут же ушел в христианство. Даже не в православное, а в частное, домашне-сектантское. Ну, что тут сказать?

Я забыл уточнить, что от Семинара нельзя отстать, если только не бежать в другую сторону. Мне казалось, что это и так понятно. Но абсурду нет предела в Самсаре. Как можно переживать, что отстанешь от поезда, если бежишь от него прочь со всех ног? Я до сих пор не смог разгадать этой загадки.

После одного из Ретрита подошла новенькая и стала проситься в «команду». Я видел, откуда в ее голове родилась такая идея, но я не понимал, почему она спрашивала об этом меня, если она больше никогда не приедет? Какой смысл? Что она хочет услышать от меня?

В чем секрет этих существ? Непостижимый хаос Самсары, который живет внутри людей — вот секрет. Казалось бы, причем тут я? Хаос постоянно испытывает меня, подкрадываясь в разных обличьях — в этом причина.

С вами ведь, все то же. Даже те участки, что вы очистили от хаоса, он будет стараться вернуть их себе самыми разными способами. Различать его игру — это и есть процесс обучения. Иной возможности научиться не существует. Это метод проб и ошибок. Наблюдения и анализа. С одной стороны, мы набиваем шишки и нам больно, но в контексте практики это рождает не травмы, а наоборот, освобождение. Анализируя последствия своих (!) поступков, мы учимся поступать правильно. И это само по себе очищает нас, раскрывает Сердце, мы начинаем «слышать» мир через него. Иного пути нет.

Чтобы анализировать то, во что выливаются наши поступки, мы должны их помнить. И мы должны быть сосредоточены на поиске ответа, почему в очередной раз мир поступил «несправедливо» с нами. Рано или поздно мы начнем чувствовать правильные ответы. Они могут приходить как в визуальных образах, связанных с нашими делами в прошлом, так и более абстрактных «озарениях», когда мы просто понимаем, какая наша черта вызывает такую реакцию. Всегда нужно подразумевать, что мир поступает с нами «несправедливо» не потому, что Сережа гад, а Машка гадюка, а потому, что когда-то мы сами что-то такое сделали, да и забыли потом. Мы забыли, но закон Кармы помнит все. Нам нужно помнить о своих поступках не хуже него.

Хаос будет искать лазейку, через которую сможет проникнуть внутрь нас, чтобы управлять нашими мыслями, эмоциями, поступками, желаниями, идеями, чувствами. Для меня такой лазейкой сейчас является моя мягкость и псевдосердобольность. От моей мягкости страдают все — прежде всего вы, даже если вам кажется, что это не так. Мне пока не хватает сил быть отрешенным от мягкости в той степени, в которой должен быть отрешен человек на таком месте.

Опыт усваивается лучше, когда начинаешь видеть разрушительные последствия тех поступков, которые реализовал хаос через тебя. И это, как ты понимаешь, далеко не всегда «плохие» поступки из ряда раздражения, ненависти, злобы... Иногда хаос маскируется под добросердечие, сострадание и даже под любовь к Богу. Для него нет ничего святого. Для многих из добропорядочных практикующих он может маскироваться под высокие моральные принципы, под библейские заповеди, под отрицание того, что в социуме считается аморальным. Мы порой забываем, что все нормы социума (даже самые высокие) — это нормы Самсары в конечном итоге.

Про подушку в Пятигорске я помню. Но ерзать я перестал потому, что побоялся, что ты еще что-нибудь принесешь. И еще хотелось тебя приободрить, поскольку я порадовался за тебя в тот момент. Однако понять причину моих ерзаний непросто. Иногда стул/кресло стоит на некорректном месте, но я уже сосредоточен на зале и поэтому не могу определить причину дискомфорта. Как правило, ерзания связаны не с физическими неудобствами, а с неточным, не оптимальным распределением полей. Когда я сосредоточен на зале, то тела не чувствую. Даже когда выхожу в зал с физической болью, она пропадает до конца занятия, и вновь возвращается, когда я ухожу из зала. А вот неточности в полях ощущаю сильно. Когда стул не на месте даже 1-2 см — уже трудно. Что было конкретно в Пятигорске — я не скажу. Чтобы реконструировать ту реальность, мне нужно сосредоточиться, но не хочу.

Ігор Андрійченко
Огромное спасибо за развёрнутый ответ! Хочу уточнить о «методах расшатывания „седла“ сознания» упомянутых выше. Или где о них можно почитать? Спасибо!
Наш ответ

Я когда-то прочитал про эти вещи в книгах Карлоса Кастанеды. Там практика рассматривалась с точки зрения перемещения и трансформации сознания. Так же было написано и про раскачивание сознания в той «лунке», в которой оно закрепилось в течение нашего воспитания и взросления. Расшатывание делается для того, чтобы ослабить самость, разрушить «твердый мир». Но если при этом не делать другие практики, то человек может сойти с ума — можно выбить его сознание из седла, и оно начнет гулять хаотично. Такие случаи время от времени происходят в различных монастырях. Человек должен быть готов.

Описание духовного пути через положение сознания точнее по сравнению с чакрально-энергетическим описанием, вокруг которого в наши дни больше домыслов, чем смыслов.

Оперируя в терминологии источника нашего восприятия — нашего сознания — мы можем на более глубоком уровне описывать и делиться между собой трансцендентальным опытом. В то время как энергия и чакры — являются лишь наблюдаемыми явлениями, а если копнуть глубже, то они являются иллюзиями нашего сознания. Получается, что оперируя в чакрально-энергетической терминологии, мы будем описывать не суть происходящего с нами, а какие-то косвенные вещи — будем описывать одну из иллюзий, меняющуюся в результате движения и трансформации нашего сознания.

Такое описание заранее ограничивает потолок нашего понимания — многим начинает казаться, что энергия действительно существует. Йоги, которые в социуме считаются продвинутыми, говорят так: существует сознание и энергия. Но это не так. Энергия — это иллюзия сознания. Не более того. Конечно, она существует, как любая иллюзия, но ее нельзя ставить на одну полку с источником всего-всего, с источником самого существования как такового — с сознанием. Буддизм в этом смысле в основном опирается на рассмотрение состояний сознания, что радует.

Кроме того, в этом описании меньше поле для пустозвонных эзотерических фантазий, хотя, конечно, некоторым все-таки удается и здесь «расправить крылья».

Сергей Ессентуки
Илья, здравствуйте! У меня вопрос касается темы шизофрении. Что это с точки зрения энергетических центров? В 4 корзинах речь идет о наших слабых энергетических структурах не способных перерабатывать (трансформировать) сильную родовую энергию? Вопрос извечный: что делать?
Наш ответ

Часть 1

Я могу изложить свое понимание этого вопроса, но успех имплементации зависит от мотивации пациента. И тут, как обычно, оказывается, что мотивации хватает только на таблетки. Более эффективно, как мне кажется, будет рассмотреть этот вопрос не с энергетической точки зрения, а с точки зрения соотнесения мозга и сознания.

По молодости я старался получить как можно больше различных образований, не только технических, но и гуманитарных. Одна из таких моих попыток привела к довольно длительному неофициальному обучению в институте пограничной психиатрии. Несмотря на поверхностное название, там занимались классическими (тяжелыми) случаями тоже. Я близко познакомился с грамотными психиатрами, которые были не только учеными, но и прогрессивными практикующими врачами. Они мне давали много литературы, которой в те времена было не достать, огромное количество часов я провел в беседах с ними. Мой физико-математический склад мышления отличался от медицинского; я думаю, что это их и привлекало в этих разговорах. Также я принимал небольшое участие и в работе с пациентами.

Исходя из этого опыта я могу сказать, что шизофрения — это не совсем болезнь. Большинство видов нарушения деятельности мозга могут победить такие простые вещи, как самоконтроль, самоанализ, самонаблюдение — под управлением развитого интеллекта. Но происходит это не единомоментно. Невозможно однажды взять и волевым усилием выйти из положения больного. Как и всякая практика по изменению личности, эта практика требует продолженного усилия. А результаты видны только через годы. Поэтому никто этим и не занимается — нет заинтересованных ни врачей, ни больных.

Многие виды шизофрении (однако не все) возникают, когда количество сознания в человеке не хватает, чтобы объять собой мозг этого человека, то есть объять конкретную комбинацию нейронов и связей между ними. Избыток нейронов или избыток связей между нейронами порождают в мозге неконтролируемые процессы, которые можно считать хаотичными. Сознание воспринимает эти процессы, то есть является потребителем деятельности нейронного хаоса. Отсюда возникают спутанность мышления, различные чувственные расстройства и т.д. Обычно медики исследуют органические отклонения по сравнению с «нормальным» мозгом. И тут оказывается, что иногда люди с большими органическими отклонениями почему-то не больны шизофренией. Так вот измерять мозг нужно не в сравнении со «средне здоровым» мозгом, а в сравнении с объемом собственной осознанности пациента. Конечно, не существует инструментов анализа количества сознания, но чем его больше, тем более сложный мозг оно способно контролировать без возникновения неконтролируемых явлений. В отличие от классической психиатрии, я рассматриваю сознание не как следствие нервной деятельности, а как некоторое «вещество» особо рода. Сознание — это жизнь, а не следствие импульсов в головном мозге. Об этом свидетельствует мой личный опыт. Я проводил достаточно строгие эксперименты, чтобы я мог утверждать, что сознание — это не следствие высшей нервной деятельности. Скорее наоборот.

Медикаментозные методы лечения на тот момент (я не знаю, как сейчас, но мне кажется, что мало что поменялось) представляли собой замедленную лоботомию. То есть это угнетение мозга, вплоть до частичного разрушения связей и сокращения количества нейронов. Что, естественно, порой приносило избавление от недуга по принципу «нет мозга — нет проблем». Но этот подход не всегда гуманнее самой т.н. болезни.

С другой стороны, что же будет, когда в результате практики количество сознания станет больше, чем способен обслужить конкретный мозг? Ну, во-первых, сознанию мозг нужен только для определенных, достаточно узких целей — это связь с физическим телом. Во-вторых, мозг усложняется вместе с ростом сознания — возникают новые связи между нейронами. Но тем не менее, два высокоосознанных человека с разным устройством мозга будут обладать разными возможностями в социальном мире. Например, не каждый высокоосознанный человек может писать стихи, музыку, картины. Не каждый может проложить дорожку в «потустороннее знание» для остальных практикующих. В подобных вопросах роль играет симбиоз между мощностью мозга (и его особенностями) и силой сознания. В истории магии есть огромное количество примеров, когда развитые люди могли являть этому миру произведения искусства, какие-то особые поделки, доставлять в этот мир великолепные техники для магической практики. Я имею в виду не каких-то общепризнанных поэтов или художников, а именно тех, кто обретал свои таланты после расширения их сознания. Они чаще всего оставались неизвестными широкой публике.

Так что увеличение осознанности — это однозначное благо. И слабый мозг тут не помеха. А вот если мозг сильнее, чем его хозяин, то получается, что хвост виляет собакой.

Часть 2

Если сводить эту тему к двум извечным вопросам «кто виноват» и «что делать», то ответ уже вырисовывается. Виноваты только мы сами — наше глобальное прошлое. Но важнее другое — что делать? Повышать количество сознания. Это трудно, но выполнимо. Повышается оно медленно, с годами. Мы прилагаем усилия каждый божий день, а результат будет виден только через годы. Обычно это никого не устраивает.

Ну, а методы нам хорошо известны. Прежде всего — это усиление внимания через концентрацию на реально существующих вещах (точка на стене, воздух в носоглотке, руки, ноги при ходьбе). Однако концентрация на процессе дыхания как таковом может «уносить» пациента не туда, куда нам надо. То есть, если мы практикуем концентрацию на дыхании, то только смотрим на воздух в носоглотке. И то, поскольку предмет сосредоточения находится в верхней половине тела, то это может вызвать рецидив у некоторых людей (тут можно посмотреть, нет ли ухудшения, и вовремя остановиться). Думать мысли при упражнениях нельзя — верный рецидив.

Постепенно, когда внимание станет более цепким, придет пора самонаблюдения. Но важно то, что поначалу мы учимся наблюдать простые вещи — руки, ноги, хвост. Если стремиться наблюдать сразу сложные вещи (психические процессы, чувственные ощущения) — то такая фокусировка может спровоцировать приход рецидива. Для большинства людей (без диагноза) полезны методы расшатывания «седла» сознания, то есть того места, в котором закреплено сознание. Раньше мы часто этим занимались на Семинарах. Но для пациентов с диагнозами такое может навредить — будет теряться почва под ногами и будет их уносить в «неведомые дали»; поскольку сознание неразвито, то все это будет болезненным и даже опасным. Хотя в принципе, это скорее благо, чем беда. Просто нужно им овладеть.

Концентрация на простых вещах полезна всем — и тем, у кого наблюдаются множественные расстройства личности, и тем, кто склонен к эпилепсии. Я не знаю исключений для этого упражнения (кроме состояний обострения, а также на фоне приема медикаментов). А вот другие техники могут быть доступны уже после того, как сила внимания будет доведена до нужного состояния — когда человек сможет своим вниманием «хватать» предметы. Тогда он сможет фиксировать свое психическое состояние через волевую концентрацию внимания.

Немаловажным является внутренняя мотивация пациента — он должен сам хотеть развивать концентрацию. Ему должно нравиться это делать. Просьбы, уговоры, давление на совесть — ни к чему не приведут. Он должен чувствовать в этом свое спасение и сам стремиться расширять занятия как по времени, так и по глубине фокусировки. Пусть его не пугает, если очень скоро он дойдет до стадии, когда весь мир и он сам будут переставать существовать на время занятия. Такое может случиться с этой категорией воинов. От всего мира может оставаться только точка. Будь то пятно восприятия в носоглотке, или точка на стене, которую он может даже не видеть глазами, но продолжать концентрироваться на ней, или когда в восприятии остаются только руки, и даже не остается того, кто на них смотрит. Главное — это его самочувствие и оценка его состояния родными и близкими. Если его личность будет восстанавливаться, значит, он на верном пути. Но даже в случае успеха все-таки не стоит такие самостоятельные занятия делать дольше часа-полутора и чаще двух раз в день.

Ну, вот так, малыми ежедневными шажками мы можем уйти от этих проблем. Других способов я не знаю. Ах, да. Есть еще один — если не укреплять свой интеллект, то с годами мозг начинает саморазрушаться. Из-за этого рецидивы шизофрении становятся реже и не такие глубокие. Если повезет, то можно даже дожить до маразма.

Ну, в общем, выбор есть.


Кстати, еще в начале прошлого века было замечено, что хорошие результаты в психиатрии показывает так называемая трудотерапия. Она демонстрировала настолько хорошие результаты, что стала широко применяться в клиниках по всему миру. При этом пациенты выполняют несложный ручной труд — мастерят какие-нибудь игрушки, склеивают конвертики и т.д.

Трудотерапия преследует много целей, в том числе и цели социальной адаптации и реабилитации. Это в большей степени можно отнести к психологическому аспекту. Нас же интересует то, что при трудотерапии наблюдается прямое выраженное воздействие на сознание через концентрацию внимания на объекте труда. Эффект носит совершенно ту же природу, что и медитация на «простых вещах». Было отмечено, что внимание уводится от беспокоящих переживаний (даже если это галлюцинации), человек начинает меньше в них вовлекаться, а затем симптоматика ослабевает.

Однако для успеха трудотерапии необходимы такие условия:

  1. Чтобы труд требовал от пациента высокой концентрации внимания. То есть машинальные повторяющиеся действия, которые можно выполнять «на автомате», не подходят. Это аналог того, что выполнять медитацию с мыслями в голове нельзя. То есть для нашего внимания должно существовать только задание медитации/трудотерапии.
  2. Труд должен быть общественно полезным. То есть результаты труда должны быть востребованы социумом. Хотя бы в небольших масштабах, просто пациент должен понимать, что его поделки кому-то нужны. В этом пункте практикующий воин не похож на остальных психиатрических больных. Воин должен учиться делать работу ради работы, а не ради результата. Но это достаточно сложно, поскольку здоровая личность требует обратного — признания заслуг. Практикой «работа ради работы» мы попираем законы, которые устанавливает личность над нашим сознанием. Однако чтобы эту практику начать делать, сначала личность нужно восстановить; попирать личность в стадии ее расстройства не получится. Сначала нужно перестать принадлежать группе душевнобольных.

    Вообще, к серьезной практике нужно приступать из социально адекватного состояния личности и психики. Поэтому эзотерикам и душевно больным людям нужно пройти путь в двое больший — сначала до социально адекватного состояния, и лишь потом отправится к осмысленному отказу от социально значимых ценностей - происходит это за счет повышении уровня осознанности, самоконтроля и открытости миру. При этом у душевнобольных гораздо больше шансов пройти этот «двойной» путь по сравнению с эзотериками. У последних, как правило, меньше ресурсов и меньше мотивации что-то делать.

  3. Необходим индивидуальный учет проделанной пациентом работы. Это и как подтверждение значимости его труда, и как дисциплинирующая мера. Увы, к сожалению, самодисциплина слаба у большинства людей. Поэтому на каком-то этапе важно, чтобы мы отчитывались перед кем-то. Таким образом мы будем стремиться выполнять работу более тщательно и регулярно. По этой самой причине мы придумали концепцию открытого «дневника воина силы», который я про себя сразу назвал «дневник слабака». Рано или поздно (скорее последнее) мы воплотим эту систему учета и ранжирования воинских подвигов в он-лайн.

Ну, и как вы понимаете, трудотерапия всегда применялась во всех монастырях всех религий. От адептов требовалось не просто выполнение работы, требовалось именно внимательное выполнение, с полной концентрацией на объекте труда — в этом весь смысл.

Tatiana Babina
Вопрос про этот ролик. А что происходит с человеком? В чем тут фишка?
Наш ответ

Хороший вопрос. На этих занятиях человек пытается слушать свое тело. Но тело — это не только органический носитель, но еще и целый конгломерат энергетических полей разной тонкости. Обычно человек воспринимает мир через физическое тело посредством пяти чувств — это обоняние, осязание, слух, зрение, вкус. Но сознание способно воспринимать мир и через другие тела также!

На Семинаре мы учимся воспринимать мир иначе. Это медитация с фокусировкой внимания на более тонких ощущениях, которые приходят к нам через другие тела. Мы заставляем себя обнаруживать и развивать этот вид «самоощущений». Человек в этом развитии проходит различные этапы: от состояния «ничего не чувствую» до состояния «космический полет».

Блокировки психики снижают и огрубляют восприимчивость, но также они ограничивают моторные функции тела. Все это наблюдает в своем танце участник и старается «пробиваться» сквозь эти ограничения сознания к более тонкому восприятию и к более чистой реализации движении.

Как это упражнение воспринимается участником? По-разному, в зависимости от уровня участника. Конкретно этот танцующий юноша (средних лет))) чувствует, что его тело как будто кто-то ведет по площадке. У него есть выбор усиливать ощущения «ведомости». Тело при этом начинает воплощать больше различных движений, которые отражают какую-то независимую от него тонкую реальность. Посмотрите, его лицо расслаблено, но сосредоточено. Он слушает не музыку, он слушает голос своего тонкого тела.