Вопрос-ответ

Практика медитации

Demex Khal
Практикую медитацию больше года. Первые полгода мне казалось, что получается. Вставал с легкостью, и действительно, рабочий день складывался по-другому — легче и радостнее. Но последние месяцы не получается отвлечься от мыслей и состояний. Вместо легкости — злость и раздражение. Хочу пойти на ретрит, но есть ощущение, что либо просижу как истукан без пользы (как было с предыдущими практиками (не у вас)), либо будет еще хуже. Непонятно, что делать. Что посоветуете?
Наш ответ

В настоящей практике (не фантазийной) всегда бывают взлеты и падения. Описанная Вами ситуация встречается довольно часто — мы видим сравнительно скорые эффекты на старте, но потом остановка и откат в минус.

Частенько в конце Ретрита я предупреждаю, что возможны раздражение, злость, агрессия (особенно к близким) вместо благости и всеприятия. Ничего не поделаешь, это сопротивление тех наших подсознательных частей, которые не хотят перемен. Эти части формируют нашу личность такой, какова она есть. Те улучшения, которые Вы испытали в первые полгода, — это были улучшения в рамках Вашей личности, но это не были изменения самой личности.

Пока в нас неосознаваемая область обширна, она будет руководить нами исподтишка — эмоциями, желаниями, идеологическими установками, отношением к чему-либо и т.д.

Если у вас откат назад, то это значит, Ваши действия начали представлять угрозу для Ваших неосознаваемых частей. Агрессия — первый бастион. У них еще очень много самых разных способов сопротивляться (апатия, депрессия, страхи, сомнения, новые увлечения, исполнение долгожданных желаний и пр.). Поэтому практикой продолжают заниматься только те из нас, кто не может ею не заниматься по более фундаментальным причинам, нежели желание что-то улучшить в своей жизни. На практику нас толкает то, что мучается внутри нас от несвободы. Зов этого нечто не всегда осознается нами, но он сильнее всех прочих факторов и соблазнов. Мы не в силах порой объяснить, почему мы хотим практиковать, но мы просто это делаем несмотря ни на что.

Будет ли Вам еще хуже? Вполне возможно. Требуется время и усилия, чтобы переломить эту тенденцию. Это борьба. Борьба сознания и оков личности. Разным людям требуется разное количество труда, чтобы добиться перемен личности и отвоевать миллиметр свободы.

Часто приходится встречать утверждение, что медитация должна быть приятна. Я не могу согласиться с этим. Медитация — это борьба за свободу. Причем «приятно» возникает в лучшем случае через несколько лет практики. Когда изнутри начинает пробиваться радость. И вопреки внешним обстоятельствам (которые все еще могут быть негативными), мы носим эту радость в себе, как огонек, добытый в сражениях. Но элемент борьбы остается постоянно. С годами он переходит на все более эфемерные слои нашего восприятия.

Когда же медитация становится только кайфом, но не трудом, то можно сказать, что мы порабощены. Пока мы живы, всегда есть то, что требует внутренней работы и усилий по обретению чего-то большего, чем есть в данный момент.

Все, что я тут написал, можно описать языком энергий или даже чакр, но это избыточно и часто ведет к формированию ложных представлений.

Что касается «просижу как истукан», то у нас есть люди, которые бывали на других ретритах. По их словам, мощь воздействия на наших мероприятиях несравнима с тем, что им приходилось испытывать ранее. Однако я также знаю и то, что в значительной степени это зависит от готовности человека. Поэтому нет гарантий, что нам получится преодолеть фазу «просижу как истукан». Еще, например, бывают люди, которым наши режимы (достаточно жесткие) не по нраву. Или кому-то не по душе отсутствие романтичных разговоров о «вселенской любви».

По поводу Вашей индивидуальной практики, попробуйте медитировать с увеличенными интервалами. Например, только по выходным или два раза в неделю. В Вашем состоянии можно попробовать медитации делать реже, но дольше и глубже. Таким образом вы снизите давление на личность, но при этом не потеряете навык концентрации или даже разовьете его. Еще попробуйте медитировать с фокусировкой внимания на нижней части живота или на кистях рук. То есть не на дыхании и не «сердечные» медитации, а телесно-ориентированные. Ощущайте руки или низ живота. Можно ощущать все тело как монолитное каменное изваяние. Если симптоматика отступит, то можно к этой фокусировке подключить наблюдение за дыханием (то есть одновременно осуществлять две концентрации, благо они относятся к несколько разным свойствам внимания).

Никому невозможно избежать медитации, можно лишь оттягивать этот процесс. Но оттягивать можно очень долго. Удачи Вам.

Оксана Захарова
Спасибо за видео!

А у меня не бывает никаких видений, разве что какие-то волны или что-то вроде облаков и туманностей, словами трудно описать. Прямо какой-то ненормальной себя чувствую )))

Наш ответ

Это хорошо.

В этой части рассказа под видениями я больше подразумевал простые фантазии. Когда мы сидим, нашему уму становится скучно. И очень многие начинают фантазировать. Кто-то о замужестве, кто-то о разводе. Кто-то о том, как его будут все жалеть, когда он умрет. Кто-то о том, как он будет мстить заклятым врагам. Темы примерно такие. Более молодые нередко визуализируют секс, и так коротают время медитации.

Но наше внимание — магический инструмент. Куда мы его фокусируем, ту сферу и развиваем. Регулярно уделяя внимание фантазиям, мы будем их «возделывать» — так они могут превратиться в видения такой четкости и ясности, что медитирующие начинают путать реальность и вымысел. Это порой случается, и это неправильно.

Если вас не преследуют подобные фантазии, то это хорошо. Любые необычные (небытовые) ощущения можно развивать. То есть фокусировка на «волнах», усиление ощущения этих волн могут помочь на определенном этапе в успокоении сознания и в практике углубления восприятия. Однако увлекаться в медитации нельзя ничем. Все, что нам помогает, однажды становится препятствием. Это необходимо помнить и отбрасывать костыли по мере продвижения.

Однако если эти волны ощущаются только в голове (визуально, например), то они могут не быть столь уж полезны. Лучше было бы, если бы волны ощущались в теле. То есть имели плотную телесную составляющую. Такие волны более интересны с точки зрения практики.

Сергій М
У меня был недавно такой случай. Я пытался понаблюдать за мыслями, найти их корень возникновения. Они (мысли) сразу же испарились, но не тут-то было — я каким то образом одну или вызвал или поймал не могу определить. А тут самое интересное — когда я её ощупывал и пытался найти начало, она взорвалась зелёными искрами с выбросом адреналина в кровь. Глаза не смог закрыть пару минут, — состояние «или я в мире или мир во мне» (или что-то в этом роде) Хотелось бы прояснить — это моё воображение или что-то другое. Может кто-то прояснит, что к чему?
Наш ответ

Возможно, мне получится прояснить ситуацию.

Корень возникновения мыслей — это наши психологические травмы и блокировки.

Что же, получается, если у нас не будет травм, то мы не сможем думать? Как раз наоборот, наше мышление перестанет быть зависимым и тенденциозным («все мужики козлы», «все бабы...», «все хотят только одного...», «я самая несчастная» и т.д.). Более того, оно станет послушным — «On/Off» или хотя бы «stand-by».

То есть я не говорю про источник мышления, я говорю о том, КТО управляет в нас этим источником. Кто управляет им тогда, когда мы говорим себе: «я хочу просто сидеть»? Но мы не можем просто сидеть — мы думаем вместо этого.

Иногда в медитациях некоторые люди склонны к такому виду раскрытия в себе блокировок, как вы описали в своем вопросе. Если у вас получилось так сделать, то попробуйте наращивать эту способность. Таких «пузырей» в нас плавает достаточно — хватит на годы вперед. Каждый раз при этом вы будете становиться чуть свободнее, чуть радостнее, чуть осознаннее (при условии ведения образа жизни, когда не образуются новые внутренние «питомцы»). Ну, а пузыри будут все хитрее, прозрачнее и на большей глубине. Но это не охота. Это война за жизнь, в которой вы можете стать охотником. Скажем так, пузырь в месяц — хороший результат)))

Если же у вас не получится сделать свою постоянную практику такой фееричной, а также для всех тех, у кого в медитациях ничего ТАКОГО не наблюдается, могу сказать, что это не сам процесс, а лишь его описание умом. Я имею в виду «зеленые искры» и пр. — это лишь способ воспринимать. Причем это довольно узкий слой настройки видения, в который иногда человек попадает случайно, а иногда и вовсе не попадает никогда. Это ни на что не влияет (с точки зрения духовного Пути).

У всех, у кого за последние годы есть продвижение в овладении медитацией (и, соответственно, в осознанности жизни), этот процесс — процесс высвобождения блокированной энергии — обязательно происходит, ведь в медитацию нельзя углубиться, если в нас плавают такие образования. Они отвлекают нас своими продуктами — эмоциями и мыслями, и выталкивают наше осознание в более поверхностные слои.

Mimimimzy

Вопрос про зевоту: во время медитаций и других практик бывает часто зеваю, но не потому, что спать хочется, а какой-то рефлекс странный. Христиане говорят что это наличие серьезных бесов, мусульмане пишут что это Шайтан хочет посмеяться над искривленной гримасой, эзотерики говорят про энергии, наука говорит про приток кислорода. Так ли это все на самом деле? нужно ли подавлять усилием воли позывы зевоты? Как это отражается на качестве медитации? Почему на ретритах иногда запрещено зевать во время медитаций?

Попробовала не зевать, удивительно, но все силы внутри берутся так же, только лучше!

Спасибо большое за Ваши ответы!

Наш ответ

Начну с первой половины вопроса. Так ли это на самом деле?

На самом деле, все это описания процессов, а не то, что действительно существует. Описание всегда втискивает процесс в какие-то рамки. Но любые рамки, которые нам понятны сейчас, — не есть истина, поскольку они меняются с ростом сознания. Истина же не низменна. Когда-то я оперировал своим разумением на уровне сущностей. Я знал много видов бестелесных тварей и даже впускал некоторых в себя (лишь некоторые могут жить внутри нас), исследовал изменения в своем сознании, а затем выталкивал их из себя особым «уплотняющим» усилием. Теперь же я редко применяю эти термины, поскольку описать мир, который вижу я сегодня, через эти слова уже нельзя. Меняется глубина сознания — меняется и описание.

Теперь я вижу, что есть наши заблуждения, они могут принимать различные формы. Суть всех заблуждений одна — искажать наше восприятие, придавать тенденциозность нашему мышлению, препятствовать целостности нашего сознания. В этом смысле привычка курить — ничуть не меньший бес, чем другие, описанные в разных авторитетных писаниях. Бросить курить также трудно, как и изгнать многих прочих бесов. Но стоит ли нам оперировать подобной терминологией? Мы же не только испуганные невежды из средневековья, но и современные грамотные люди.

Теперь о том, почему я прошу не зевать на медитациях.

Зевота свидетельствует о погружении сознания в вялость. Среди животных зевота — это команда стае о том, что можно расслабиться и отдохнуть. В ситуации, когда «стая» приступает к медитации, подобное поведение недопустимо. Ведь медитация — это охота на опасного смертоносного противника, это битва за нашу жизнь. Как же мы можем призывать «стаю» к расслаблению перед решающим боем?

Почему же некоторых из нас так тянет на зевоту при попытках медитации? Это защитная реакция, протест подсознания. Его нужно преодолевать, отыскивая внутри себя бодрость. Нужно прогонять зевоту усилием воли. Я говорю на медитациях: «бодритесь». Это слово лучшим образом отражает то, что мы можем сделать с собой — изнутри формировать установку к бодрости сознания.

Вам нужно достигать эффекта «появления сил во всем теле» за счет именно такого волевого посыла. Необходимо научить себя этому внутреннему усилию. Многих людей в медитациях или перепросмотрах начинает клонить в сон. Необходимо бодриться. Кроме всего прочего, это отличная тренировка по управлению состоянием своего сознания. Не сдерживать, не подавлять зевоту, а бодриться изнутри!

Конечно, если кто-то провел 10-12 часов на работе, то это будет очень трудно. Да, и такое бодрение будет стоить дороже эффекта от практики. Ведь в этом случае он будет брать взаймы у своего здоровья. Поэтому приступать к медитации в состоянии крайней усталости практически бессмысленно.

Что касательно кислорода, то у нас на Ретритах его достаточно. Мы стараемся следить за этим, проветриваем перед каждой медитацией. Так что увеличивать его приток за счет зевоты нет необходимости ))

Теперь главное, превратить это в постоянное действие. То есть делать так день за днем, не забывать и не терять из виду никогда. Постепенно этот навык станет частью «я», вытеснив зевоту из рациона. Причем это будет помогать развивать сам принцип внимательного действия, когда мы остаемся внимательным к себе постоянно. То есть постоянно держим во внимании те процессы, что происходят внутри нас. Чтобы не обрести бессонницу, перед сном зевайте на здоровье. Со временем потребность зевать пройдет сама и перед сном.

Mimimimzy

У меня вопрос по вдохам — технике, о которой говорится в этом ролике. Вот я наблюдаю вдохи-выдохи, вот отпустила наблюдение, вот наступила временная тишина в лучших моих попытках — и дальше внимание каким то непонятным мне образом научилось цепляться за эту тишину что ли, не знаю как лучше описать, т.е. мысли даже если и слышны — то где-то далеко и неинтересно их слушать.

И дальше в этой относительной тишине наступает легкий страх, возможно барьер, преодолевая который у меня появляются вспышки света в голове, при чем они у меня появлялись даже когда я не училась сидеть и дышать. Эти вспышки похожи чем то на звездочки когда сильно ударяешься головой, например... Я понимаю что звучит это все нелепо, мой вопрос — стоит ли стремиться в это состояние и преодолевать тот страх? Или это просто перегрузка физического тела? Спасибо.

Наш ответ

Да, это хорошая стадия, спокойная. Мысли еще присутствуют, но они уже не проникают в сознание глубоко, не поглощают сознание. Это хорошее состояние для того, чтобы почувствовать вкус медитации. Внимание действительно может хвататься за это состояние и удерживать нас в нем какое-то время. Это время нужно увеличивать с каждым заходом, преодолевая препятствия и дискомфорт. Развивать в себе ощущение радости, то есть внутренней улыбки — также актуально в этой медитации.

Однажды внимание перейдет в новую, более глубокую медитацию, когда мы не будем уже воспринимать «мимолетные мысли». Страх идет от нашей самости (формы, эго, личности), которая боится умереть. Ведь эта практика угрожает жизни нашей самости (личности). И поскольку на этой стадии мы еще достаточно сильно ассоциированы с ней, то принимаем ее страх за свой. Но наше «я» — это не наша личность. Необходимо потихоньку продолжать попытки — дозировано, без перегрузок психики приучать самость к неизбежному. У нее будет еще не один бастион, когда нам придется преодолевать ее «команды», отравляющие наше сознание.

Подобные вспышки света наблюдаются многими практикующими на этой стадии успокоения ума. Некоторые считают, что это «свет изначального Абсолюта». Но это поспешная ошибка. Такие вспышки света — это следствие рассогласования работы мозга и работы сознания. Мы начинаем успокаивать сознание, а мозг не успевает успокаиваться за ним. Он не переходит в режим «stand by», а продолжает деятельность. Следствием такой активности мозга являются мимолетные мысли, которые тоже похожи на «всполохи света», но находятся просто в другой части коры. А световые всполохи рождаются в части коры, которая отвечает за визуальную деятельность. Реже наблюдаются слуховые «всполохи», двигательные, тактильные и обонятельные.

Мозгу необходимо время, чтобы перестроиться под новые задачи и новые режимы. Ему никогда еще не приходилось обслуживать тихое, но активное (не спящее) сознание. Обратите внимание, мы всю жизнь живем в двух состояниях — активном или пассивном. В активном мы деятельны, а в пассивном — мы уставшие и вялые.

Медитация от нас требует нечто новое — состояние активной недвижимости. Мы активны, но статичны. Нейроны мозга не «понимают», что мы от них хотим. Поэтому какое-то время потребуется на обучение мозга новым состояниям сознания. Скорость перестроения зависит от интенсивности практики, но в любом случае речь идет не о неделях, а о месяцах или даже годах.

Процесс перестроения различных систем физического тела будет и дальше происходить вместе с углублением состояния сознания в медитации. Как Вы понимаете, такое физическое перестроение фундамента не может не отражаться в нашей ежедневной деятельности. Все к лучшему )))

Igor Fomin
Если поток фантазий никак не удается остановить, стоит ли прекратить такую медитацию или всё же лучше сидеть «до последнего»?
Наш ответ

Кому как. Если мы недавно приступили к самостоятельным медитациям, то нам вначале нужно тренировать усидчивость. За месяц-полтора нужно довести неподвижное сидение до одного часа. На этой стадии не получится останавливать поток образов и фантазий. Это не означает, что попытки бессмысленны, их предпринимать нужно, но ум еще не готов к стабилизации внимания. Основная задача этого этапа — обуздать ноющее тело.

Когда же наше тело перестает беспокоить в течение часа, то мы видим, что в течение медитации у нас бывает до 10 «больших» отвлечений, не считая бесчисленное количество мелких мимолетных мыслей. А удерживать постоянную концентрацию без мелких мыслей у нас будет получаться считанные секунды. Но нам нужно избегать «больших» фантазий, и возвращать себя к состоянию «мелких» мыслей и концентрации на упражнении.

Но иногда бывают медитации с крайней низкой эффективностью, когда мы уходим в видения и возвращаться к заданию просто не получается. Такую медитацию лучше остановить. Если позволяет время, можно походить, помахать руками, сделать какие-то упражнения и снова попробовать через 10-15 минут. Если опять видения будут затягивать безвозвратно, то лучше отложить занятие до следующего раза. Распитие «активных» напитков всегда препятствует занятиям медитацией. Это кофе, крепкий чай, энергетики и пр. Седативные препараты также оказывают воздействие на сознание — они делают его более вялым, инертным, тогда как успокоение ума наоборот активизирует сознание. Хорошая работа над собой происходит в активном сознании и тихом уме. Высокий уровень СО2 в помещении — плохой помощник для овладения медитацией. Он также делает сознание вялым.

Нужно понимать, что пристальное рассмотрение фантазийных видений культивирует в нас анти-медитацию. Взращивает забывчивость и рассеянность, и постепенно хаос жизни возрастает.

Эти все советы касаются самостоятельных занятий. В условиях Ретрита или при непосредственных наставлениях Мастера лучше делать то, что он говорит вне зависимости от наших оценок и самоощущений.