Статьи
о практике

О векторе жизненных усилий

Примерно до 20–22 лет у человека растет тело. Но тонкие структуры продолжают разворачиваться еще примерно до 30–35 лет. Эти структуры он наследует из прошлых воплощений в виде некоторой информационной матрицы, в которой записан «план» развертывания тонких составляющих тела.

Тонкие структуры отвечают за восприятие мира, за уровень духовного развития, за наши взаимоотношения с окружающим миром, поэтому они определяют основные тенденции и направления интересов в жизни человека. Можно сказать, что духовное развитие в возрасте до 30 лет носит условно автоматический, заранее запрограммированный характер. Мировоззрение развивается по естественным причинам, согласно ранее составленной карте.

О векторе жизненных усилий 1

Безусловно, многие молодые читатели с этим не согласятся, я хорошо помню этот возраст сам. Ведь в этом возрасте кажется, что наш духовный рост – это явно заслуга наших титанических усилий в практике. Хотя мы и отмечаем, что порой случайно у нас образуются интересные встречи и какие-то другие события, выталкивающие нас на новое понимание, но мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся (или приписываем это нашей исключительности), поскольку не знаем, что бывает иначе.

И только в более зрелом возрасте мы замечаем, что развитие теряет былую стремительность и темп, хотя практикуем мы никак не меньше. Также куда-то исчезает поток замечательных удивительных «случайностей». Теряется ощущение, что нас кто-то ведет по жизни, возникает чувство покинутости, а иногда и ощущение близкой смерти. С подобными явлениями сталкиваются многие люди, практикующие внимательность и самонаблюдение. Некоторых это приводит даже к депрессиям и другим деструктивным состояниям. Это нормально, ведь человеку трудно разобраться в тех процессах, которые с ним происходят, без помощи извне. Как правило, практикующие не могут увидеть то, что они вступили в возраст, когда развертывание тонких структур остановилось, что они исчерпали потенциал автоматического развития, заложенный в предыдущих воплощениях.

Вот этому, более зрелому возрасту и посвящена эта статья. Возрасту, когда приходится добиваться результатов за счет строительства чего-то «своими руками». Это происходит куда медленнее и может даже привести к разочарованиям в практике. Однако в этой статье мы поговорим не о кризисах среднего возраста (этой теме посвящена отдельная статья «Разочарование в практике»), а о том, в каком направлении происходит построение новых структур в человеке.

После определенного возраста происходит инвестиция жизненной силы, то есть самой жизни, в какое-то направление. Такая инвестиция будет включена в «стартовый пакет», то есть в спираль автоматического развития в следующем воплощении.

Кажется, что мысль очень проста. Давайте разберемся, так ли это?

Далеко не всегда такая инвестиция осуществляется осознанно. Поэтому кто-то инвестирует в телевизор, кто-то в рыбалку, кто-то в карьеру, кто-то в деньги, кто-то в понимание музыки, кто-то в Духовное развитие. Конечно, при этом человек отвлекается и на другие интересы тоже. Однако даже отвлекаясь, он все равно держит в своем внимании направление его основных жизненных усилий – то, чему он посвящает жизнь.

Человек – существо магическое по своей природе. Магия заключается в той жизненной силе, с которой человек рождается, которая ему дана как подарок, и которую он тратит согласно своим устремлениям и предпочтениям. Обычно жизненной силы человеку дается в несколько раз больше, чем достаточно для достижения любой цели. Однако круг интересов большинства людей таков, что мало кто эту жизненную силу готов тратить на самое главное, что может быть, – на полную высшую реализацию человеческой жизни. Вследствие заблуждения человек тратит этот дар на всякие глупости мира страстей.

Если человек жизненную силу тратит на овладение какими-то сверхспособностями – то рано или поздно он их получит.

Если человек жизненную силу тратит на зарабатывание денег, то он их заработает.

Вы скажете, что тоже бы хотели много денег (или сверхспособности вам бы не помешали), и вы даже стараетесь работать в этом направлении, но почему-то у вас не получается. Но желание денег и посвящение этому вопросу жизни – это разные вещи. Фактически мы говорим об обмене вашей жизненной силы на деньги (или на сверхспособности).

Это когда ваша жизнь посвящена деньгам, а все остальное (семья, йога, пасха, рыбалка, прыжки с парашютом) происходит как сопутствующие обстоятельства – вы постоянно находитесь «в потоке денег», даже занимаясь другими делами. И еще один немаловажный момент – вы неизбежно жертвуете своей духовностью, а зачастую и совестью, ради получения денег. Приходится постоянно выбирать между деньгами и Богом. Человек, который любит деньги и не ищет любви Бога, будет всегда выбирать деньги. Поэтому у него деньги будут, а Бога не будет. То есть продвижение в каком-то направлении – это еще и выбор в пользу этого направления в каждой предложенной Богом ситуации. Все ситуации нашей жизни можно рассматривать как предложение выбора между Богом и чем-нибудь интересным, полезным, справедливым и т.д. И что мы обычно выбираем?

Посмотрите на «жизнь замечательных людей». Все они стали гениями в своем русле благодаря тому, что посвящали каждую минуту своей жизни какому-то направлению. Конечно, были и те, кто смог преуспеть и в двух направлениях (Леонардо, Аристотель, Пифагор и т.д.). Однако это исключения – список людей, которые смогли стать выдающимися только в одной области, значительно больше. Поэтому не стоит рассчитывать, что именно вы и есть тот самый исключительный гений, который успеет и там, и сям, и тут.

Особенно это касается Духовной практики. Я не думаю, что есть настоящие практики, которые смогли значительно продвинуться в двух направлениях одновременно. Даже, казалось бы, такое близкое направление как прикладная магия, и то не совместимо с Духовной практикой – человек либо накапливает способности прикладной магии (те самые сверхспособности), либо достигает высоких уровней Духовности. Пожалуй, исключение возможно лишь в том случае, когда человек меняет ориентир с магии на Духовность. Однако при этом ему придется распрощаться со всеми достижениями в прикладной магической науке – придется поменять эти достижения на возможность двигаться в другом направлении.

О векторе жизненных усилий 2

При переходе к Духовной практике придется распрощаться с прежними достижениями. Любые конкретные достижения станут препятствиями на пути человека к более абстрактной реальности. Путь к Богу – это всегда путь отречений от накопленных ранее знаний и привязанностей.

Отречение состоит в том, чтобы другие знания или предметы не владели больше сознанием человека. Часто люди, зная об этом, обманывают себя, делая вид, что их сознание свободно от каких-то вещей. Это они делают, чтобы не расставаться с этими вещами физически. Мы часто рады обманывать себя, но Бога обмануть невозможно. Поэтому чего уж удивляться тому, что в результате такого лжеотречения мы все равно будем топтаться на месте в вопросах духовного совершенствования. Это опять-таки наш выбор между Богом и какими-то хорошими и полезными вещами.

Например, нередки случаи, когда люди искусства постепенно приходили к подлинной духовности. Это естественно, ведь искусство находится в верхних слоях Самсары, оно достаточно близко к духовным сакральным категориям. Но неужели при этом человеку нужно распрощаться со всеми написанными картинами? Нужно ли их сжигать?

Если иначе человеку не удается распрощаться с привязанностью к картинам, то можно попробовать их даже сжечь. Почему нет? Пагубная цена такой привязанности куда больше цены всех написанных картин этого мира. Но это не обязательно. Ведь главное – распрощаться в себе с этими картинами, перестать быть потребителем тех «благ» (известность, обожание поклонников, привязанность и любовь к предметам), а также настроений (стремление быть заметной фигурой, искать творческое самовыражение), которые несло с собой это направление жизнедеятельности. Необходимо разотождествить себя и свои творения, перестать жить живописью. Это и есть отречение от ложных устремлений.

Получается, что живопись – это ложное устремление? Живопись – это плохо? Конечно, это не плохо. Как и каждое увлечение, живопись уводит внимание человека от Духовной реализации. Однако если душа человека не созрела для становления на финальный Путь, то живопись (и литература, и театр, и музыка, и т.д.) может как раз являться способом вызревания души. Разве это плохо? Это прекрасно. Такие люди являются эфемерным украшением Самсары, они наполняют ее прекрасными творениями, и провоцируют развитие тонкого восприятия у нас, простых и ограниченных людей.

А деньги – это плохо? Опять же нет. Если алкоголик или бездельник «овощ» займется бизнесом, станет энергичным, смекалистым, подловатым, если он почувствует вкус и драйв активной жизни, то это будет прогресс по сравнению с его прежним существованием.

Но будет ли прогресс у духовного человека (например, служителя религиозного культа или медитатора), если он увлечется бизнесом и вкусом денег? Это не будет прогрессом, хотя и регрессом это не назовешь. Если духовного человека все еще привлекают деньги, то ничего не поделать – его душе необходим сильный жизненный опыт, чтобы понять настоящую цену такого влечения. Вот поэтому иногда духовные люди тянутся к деньгам. Им необходимо прожить на своем опыте результат обмена Бога на деньги, чтобы не возвращаться больше к этой теме уже никогда. Порой приходится слышать, как они оправдывают себя. Они говорят, что Бог не против денег или что Он даже содержится в деньгах… Но, всем этим фантазиям и оправданиям срок очень короткий – не дальше конца этой жизни, когда вся пелена самообмана будет снята.

Итак, мы все движемся в ту сторону, куда прилагаем усилия своей жизни. Если же мы не можем выбрать между «елкой и рыбкой» – то вектор наших усилий отсутствует, и мы «высвечиваем» свою жизнь в окружающее пространство, меняя жизнь на необходимое накопление жизненного опыта.

Без такого опыта, который накапливается в течение многих жизней, человек не поймет, зачем нужна эта жемчужина «духовность», в то время как мир изобилует множеством других интересных и более важных вещей.

А чему вы посвящаете жизнь на самом деле?

О векторе жизненных усилий 3